Еженедельник «2000»

№26(778) 1 — 7 июля 2016г.

Майский выпуск украинской версии Forbes с опубликованным в нем первым рейтингом инновационных компаний Украины произвел неоднозначное впечатление.

Конечно же, когда экономика достигла дна и, как уверяют власти, впереди — длинный подъем, призыв «спасти будущее» инновациями выглядит весьма выигрышно. Задача рейтинга 20 наиболее инновационных компаний Украины — рассказать читателям о том, «как инновации и наука способны возродить украинскую экономику».

Первый рейтинг инновационных компаний составлялся на основе опроса экспертного пула, в котором приняли участие Киево-Могилянская бизнес-школа, инвестиционная компания SP-Advisors, рейтинговое агентство IBI-Rating, юридическая фирма Integrites, а также представитель большой аудиторской четверки KPMG.

Для оценки уровня инновационности использовался экспертный метод анализа.

В перечень для анализа попали исключительно украинские компании, не являющиеся «дочками» иностранных холдингов. К предложенному списку эксперты могли добавить собственные варианты.

Уровень инновационности каждого предприятия оценивался по 5-балльной шкале с учетом различных аспектов, в том числе: уникальность продукции и производства, уникальность бизнес-процессов, способствующих реализации готовой продукции, локальный или глобальный масштаб инноваций; конкурентное преимущество на своем рынке, спрос со стороны конкурентов и их желание копировать инновации.

Отдельные публикации в номере украинского Forbes тянут на сенсацию, такие как «верю—не верю» — о технологии восстановления поврежденных конечностей, позволившей избежать ампутации некоторым участникам АТО.

Украинским специалистам из клиники ilaya удалось добиться регенерации височной кости черепа пациенту, пострадавшему в ДТП. Хотя официальная медицина не признает метод, используемый учеными, результаты говорят сами за себя, поэтому технологии прочат самое блестящее будущее.

Зарплату получают с боем

Но если говорить о результатах рейтинга, пьедестал почета которого заняли «ПриватБанк», «Южмаш» и «Новая почта», то тут и к экспертам, и к составителям появляются закономерные вопросы.

Главный из них: может ли считаться инновационным (занимать второе место в общенациональном рейтинге) предприятие, работающее 2—3 дня в неделю, со средней зарплатой в 2 тыс. грн., на котором за долги периодически ограничивается подача электроэнергии? В это время на предприятии закрыты даже туалеты, а зимой люди постоянно работают в фуфайках, поскольку цеха не обогреваются.

Как сообразуется с инновационностью тот факт, что долги по зарплате можно получить только с боем, митингуя перед заводоуправлением с широким привлечением телевидения и прессы? Работники, по их признанию, «картошку с мясом едят по большим праздникам — на Новый год и майские», остальное время перебиваясь крупами и второсортной колбасой.

Как вы поняли, речь идет о «Южмаше», который и раньше переживал не самый лучший период, а после обострения отношений с РФ лишился 80% своих заказов.

Тем не менее днепропетровский завод оказался в рейтинге инновационности наряду с модными доморощенными IT-стартапами Grammarly (проверка грамотности и уникальности текстов), Petcube (устройство для удаленного взаимодействия и присмотра за домашними питомцами), Drone.ua (технологии дистанционной обработки данных беспилотников) и другими проєктами финансовых, агропромышленных, машиностроительных и фармакологических компаний.

Ракетно-космическая отрасль пока еще остается «нашим всем». Благодаря «Южмашу» Украина входит в узкий круг стран, владеющих технологиями производства и запусков как ракет, так и космических аппаратов.

Однако будущее отрасли небезоблачно из-за долгов и необходимости дооснащения и поиска новых заказчиков вследствие безальтернативного крена Украины в сторону объединенной Европы.

Этой весной в повестку дня Верховной Рады был внесен законопроєкт об изменениях к закону «О финансовом оздоровлении государственного предприятия «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» (относительно обеспечения финансовой стабильности)».

Суть этого документа сводится к уже второму по счету переносу выплат «Южмашем» задолженности перед Минфином по облигациям на $107,5 млн., выпущенным в 2004 г. британской компанией Colvis Finance Limited для финансирования проєкта Sea Launch («Морской старт»).

Кредит на эти цели под гарантии государства «Южмашу» предоставил тогда один из ведущих американских банков — First Manhattan.

Но из-за дороговизны пусковых услуг и неудач в виде аварийных запусков совместное предприятие США, России, Норвегии и Украины приняло решение о добровольном вступлении в процедуру банкротства. Из нее Sea Launch вышел с новым количеством участников.

США и Норвегия оставили себе небольшие доли, Украина вообще выбыла из числа акционеров, а контрольный пакет порядка 95% акций сконцентрировали структуры, связанные с российским НПО «Энергомаш».

В настоящее время можно говорить о потере интереса к проєкту некогда главного акционера СП — американской корпорации Boeing и заморозке его Россией по политическим и экономическим причинам. К последним, в частности, относится невозможность «Южмаша» обеспечить приемлемую цену сборки ракет-носителей «Зенит-3SL» на своих мощностях. А других для этого не имеется.

Улучшение или консервация проблем?

По данным российских источников, пару лет назад рассматривалась возможность отбуксировки плавающей платформы-космодрома и командного судна из порта Лонг-Айленд (Калифорния, США) во вьетнамский порт Камрань, где некогда размещалась крупнейшая зарубежная база ВМС РФ, и продажа доли в СП то ли Корее, то ли Казахстану.

Однако портом приписки Sea Launch по-прежнему является Лонг-Айленд, а по информации источников КБ «Южное», украинское предприятие в настоящее время ведет переговоры с неназванным потенциальным инвестором о возобновлении деятельности плавучего космодрома.

Если ВР примет законопроєкт о реструктуризации и обеспечении финансовой стабильности «Южмаша», то выплаты по долгу, составляющему с учетом обслуживания облигаций $134,4 млн., перенесут на 2020—2030 гг.

Впрочем, даже это вряд ли приведет к радикальному улучшению ситуации на предприятии. Скорее можно говорить об очередной попытке консервации проблем.

Пока же в июне «Южмаш» еще раз оказался на слуху украинских, и не только, СМИ. Виной тому — успешное испытание в США на космодроме Уоллопс модернизированной ракеты-носителя Antares, которая занимается доставкой грузов на американский сегмент международной космической станции (МКС).

Сама ракета — детище частной космической корпорации Orbital АТК (США). Однако разработчиком основной конструкции первой ступени РН Antares является днепропетровское КБ «Южное», а ее сборка производится на «Южмаше» в кооперации с украинскими предприятиями «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Киевприбор» (Киев), Хартрон-ЮКОМ (Запорожье), «Чезара» и «Рапид» (оба — Чернигов) и др.

Широкое участие украинских предприятий в проєкте обусловлено применением российских двигателей НК-33, изготовленных в конце 60-х гг. прошлого века Самарским научно-техническим комплексом им. Кузнецова в рамках советской лунной программы, в качестве основных для американской ракеты.

В 90-х гг. часть этих двигателей россияне продали американцам, что и стало заделом для создания одного из первых в США частных носителей.

Однако в прошлом году после аварии РН Antares из-за «усталости металла» эксплуатацию двигателей почти полувековой давности решили прекратить.

Чтобы не сорвать полеты к МКС, Orbital АТК договорилось с другой российской космической «фирмой» и традиционным партнером «Южмаша» по изготовлению РН «Зенит» — НПО «Энергомаш» (Химки) о поставке им новейших двигателей — РД-181 вместо проблемных НК-33.

Украинским специалистам пришлось частично разобрать уже готовые к отгрузке в США три первые ступени ракет, изготовленные под двигатель AJ-26 (американское название НК-33), доработать их и собрать так, чтобы они могли работать с новым двигателем.

По информации центра информационных связей «КБ «Южное», «подобная работа является крайне сложной, а по кропотливости может быть сопоставлена с трансплантацией сердца».

Уникальная в ракетостроительной практике операция завершилась успешно. Что и подтвердили произведенные в последних числах мая испытания на космодроме Уоллопс. Запустить к МКС модернизированную ракету НАСА планирует в середине июля.

Тем не менее даже с учетом экспертного мнения представителей уважаемых бизнес-школ, инвестиционных и аудиторских компаний роль «Южмаша» в жизни сегодняшнего ракетно-космического комплекса Украины не идет ни в какое сравнение к деятельностью КБ «Южное».

Как уже писали «2000», с 2010 г. это предприятие профинансировало работ и услуг на сумму 8,2 млрд. грн., в том числе более чем на 1 млрд. грн. в рамках внутриукраинской кооперации.

По данным КБ «Южное», эти проєкты обеспечивают работой около 12 тыс. работников космической отрасли и до 20 тыс. на 120 партнерских предприятиях.

За это же время численность сотрудников КБ «Южное» увеличилась с 4,5 тыс. до 5,3 тыс., а средняя месячная зарплата выросла с 3166 грн. до 7841 грн.

Большая часть долгов по зарплате на «Южмаше» погашалась также за счет КБ «Южное». В прошлом и в начале нынешнего года КБ проавансировало для «Южмаша» работы по созданию агрегатов для нового поколения двигателей на 150 млн. грн., что позволило погасить южмашевцам зарплату за 4,5 месяцев. На тот момент — более половины задолженности.

Затяжной телесериал

КБ «Южное» также имеет непогашенный долг перед государством за кредит, взятый на реализацию украинско-бразильского проєкта AlcantaraCycloneSpace. Однако чувствует себя намного более уверенно, чем «Южмаш», имеет десятки, если не сотни международных контрактов и развивается в сторону сокращения зависимости от российских ракетных двигателей. Поэтому днепропетровские специалисты-ракетчики результаты рейтинга Forbes восприняли с большим недоумением и списали на кампанию по третированию КБ «Южное» и смену его руководства, начатую главой ГКАУ Любомиром Сабадошем в конце прошлого года.

Менее чем за полгода история с увольнением генерального конструктора—генерального директора КБ «Южное» Александра Дегтярева обрела все признаки затяжного телесериала.

17 февраля приказом главы ГКАУ г-н Дегтярев был уволен с должности. Как писали «2000», ему вменили в вину провал бразильской миссии и согласие на страхование еще не собранной ракеты-носителя «Циклон-4». Хотя решение об этом принималось тогдашним руководством ГКАУ в лице Юрия Алексеева.

В материалах дела имеется письменный отказ Дегтярева от проведения этой операции. В КБ «Южное» уверяют, что претензий к ним на этот счет Генпрокуратура не имеет.

В начале марта Александр Викторович подает в Красногвардейский районный суд Днепропетровска иск о своем восстановлении в должности, рассмотрение которого неоднократно переносилось. Однако 25 мая г-н Дегтярев все же был восстановлен.

Руководство ГКАУ не стало подавать апелляцию на решение первой судебной инстанции. Таким образом, решение о восстановлении руководителя КБ «Южное» вступило в силу.

Но вместо подписания решения о назначении старого-нового директора в июне Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) объявляет конкурсный отбор на замещение должности гендиректора КБ «Южное».

Прием документов ведется с 7 июня, конкурсный отбор должен быть завершен до 12 июля, а результаты объявлены не позднее 10 августа.

Решать судьбу руководителя предприятия, особо важного для экономики Украины, будет конкурсная комиссия наивысшего ранга.

В ее состав вошли первый вице-премьер, глава МЭРТ Степан Кубив, министры: финансов — Александр Данилюк, инфраструктуры — Владимир Омелян, энергетики Игорь Насалик, агрополитики — Тарас Кутовый.

Вторую пятерку комиссии составят независимые международные эксперты — Джордж Логуш (президент Киевской школы экономики), Шевки Аджунер (директор представительства ЕБРР в Украине, Чимяо Фан (директор Мирового банка по делам Украины, Белоруссии и Молдовы), Альгирдас Шемета (украинский бизнес-омбудсмен) и Руфат Алимарданов (региональный менеджер Международной финансовой корпорации). Руководит комитетом по назначениям гражданин США Джордж Логуш.

Как показывает анализ требований к кандидатам, опубликованный на сайте МЭРТ, наличие профильного аэрокосмического образования не является обязательным требованием конкурсного отбора, а будет всего лишь преимуществом, как и опыт реализации внешнеэкономических проєктов в ракетно-космической сфере.

В обязательные требования вписали 5 лет и более опыта управления компаниями (от 500 работников) на высших руководящих позициях или опыт управления крупными международными компаниями (без указания времени), успешный опыт реструктуризации бизнеса и кризисного менеджмента, практические знания экономики предприятия, опыт стратегического и операционного планирования, бюджетирования и др. требования.

Не забыли, само собой, и о знании перспектив и тенденций развития аэрокосмической отрасли. Получить поверхностно такие знания, наверное, можно, регулярно интересуясь отраслевыми новостями и увлекаясь историей космонавтики.

Но кто будет экзаменовать на этот счет нынешнего руководителя КБ «Южное», который по совместительству занимает общественную должность вице-президента Международной федерации астронавтики по связям с промышленностью?

Как можно понять из конкурсной документации, среди задач, которые ГКАУ ставит перед новым руководителем, — разработка и внедрение новой долгосрочной стратегии развития предприятия, оптимизация расходов и бизнес-процессов, переориентация на западные рынки и диверсификация рынков сбыта, в целом обеспечение операционной и финансовой стойкости во время кризиса и т. п. В общем, как раз то, чем все эти годы и занималось руководство КБ «Южное».

Остается открытым разве что вопрос участия в конкурсе самого г-на Дегтярева. Формально на момент объявления конкурсного отбора решение о его восстановлении вступило в силу, а значит, должность уже не являлась вакантной. А это дает повод оспорить результаты конкурса любому, кто проиграет и посчитает решение конкурсной комиссии несправедливым.

Пока что предприятием КБ «Южное» руководит временный гендиректор Виктор Хуторной — экс-руководитель Национального центра аэрокосмического образования молодежи, в апреле назначенный на должность распоряжением Кабмина.

Любомир Сабадош не захотел подписать распоряжение о восстановлении г-на Дегтярева в должности по решению суда. Поэтому неопределенность, скорее всего, продлится до окончания первой декады августа, когда будут объявлены результаты конкурсного отбора.

Стратегической задачей для флагмана ракетно-космической отрасли является создание нового поколения ракетных двигателей, которые могли бы заменить поставляемые из России. Но в ГКАУ их реализация наверняка видится по-особенному.

Любопытное заявление на этот счет сделал недавно гендиректор еще одного преуспевающего предприятия отрасли — Павлоградского химического завода Леонид Шиман. Это предприятие, производящее ракетное топливо и боеприпасы, также столкнулось с попыткой смены менеджмента.

Причем, по словам г-на Шимана, вопрос модернизации ПХЗ в ГКАУ связывают с возможностью переноса мощностей в Ивано-Франковскую обл.

Заявление наделало немало шума в экспертной среде и не только. В регионе всерьез размышляют, не является ли желание перенести на запад уникальное предприятие свидетельством дальнейшей сдачи украинской территории или глава ГКАУ Любомир Сабадош всего лишь хочет сделать своей малой родине подарок в виде новых технологий и многомиллионных бюджетных инвестиций?

Ярослав Дмитренко