13 апреля – 30 лет первого пуска РН “Зенит”

Созданная коллективом конструкторского бюро “Южное” в творческом сотрудничестве с кооперацией смежных предприятий двухступенчатая ракета-носитель “Зенит”, способная выводить на околоземные орбиты космические аппараты массой от трёх до четырнадцати тонн, успешно выдержала испытание временем. Уровень совершенства универсального экологически чистого космического ракетного комплекса “Зенит” по многим критериям не превзойден в мире до настоящего времени.

Космический ракетный комплекс “Зенит” создан в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16.03.76 г. №183-70, выход на лётные испытания в котором планировался в 1979 г.

КРК «Зенит» стал первым и единственным универсальным комплексом с ракетой-носителем среднего класса, потребность в которой была наиболее острой в то время. Идея его создания связана с обсуждавшейся в начале 70-х годов проблемой создания единого ряда перспективных ракет-носителей легкого, среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов с унификацией двигателей, систем управления, разгонных блоков, наземного технологического оборудования и т.д.

Сущность новых подходов в следующем. КРК «Зенит» изначально проєктировался КБ «Южное» и КБТМ как полностью автоматизированный, не требующий присутствия обслуживающего персонала при нахождении РН на пусковом устройстве. При его проєктировании впервые в практике ракетостроения был реализован принцип комплексного подхода к решению проблем системы «РН – наземное оборудование», учитывающий взаимные требования и со стороны ракеты-носителя и от наземного технологического оборудования.

Создание этого комплекса явилось крупным достижением в области отечественного ракетостроения. Ракете-носителю среднего класса “Зенит” в СССР отводилась центральная роль базовой ракеты, включая задачи комплексов как лёгкого, так и тяжёлого классов. И в частности, для пилотируемых полётов, а также для РН тяжёлого класса «Энергия-Буран» – в качестве боковых ускорителей.

Разработку и ввод в эксплуатацию космического ракетного комплекса “Зенит” в полной мере можно считать этапной работой для коллектива КБ “Южное”. Специалисты КБЮ и ЮМЗ до этого не имели опыта разработки, изготовления и эксплуатации носителей с использованием криогенных компонентов ракетного топлива. Существенно увеличивались габаритные размеры ракеты-носителя. Впервые разработка ракеты космического назначения начиналась с чистого листа. Разрабатываемые до этого в КБЮ ракеты-носители представляли собой доработанные под задачу вывода на орбиту КА баллистические ракеты боевого назначения.

Все это потребовало перегруппировки сил в организации и проведении работ, подключения к этой теме новых подразделений, радикального обновления базы для экспериментальной отработки узлов носителя и ввода в строй новых производственных мощностей и технологий на Южмаше.

В результате многолетней тяжёлой и кропотливой работы многочисленной кооперации, министерств и ведомств, после ряда отказов и неудач при отработке комплекс был подготовлен к началу летных испытаний в 1985 г.

В подготовке и испытаниях РН как на технической позиции, так и на стартовом комплексе участвовало большое количество командированных на Байконур специалистов из различных организаций и предприятий промышленности, разработчиков и изготовителей РН и наземного оборудования КРК.

В работе очень помогало то, что председателем Государственной комиссии был космонавт №2 заместитель начальника ГУКОСа Герман Степанович Титов. Благодаря его положению и авторитету все вопросы решались оперативно. Порой, в сложных ситуациях, он брал ответственность за принятие зачастую смелых решений на себя. Осталась в памяти его крылатая фраза, которую он произносил с некоторой долей шутки: “Пошли они… Я — Герой всего Советского Союза и почётный гражданин города Магадана!” — в ответ на замечания о том, что “наверху” не совсем согласны с принятием того или иного решения и могут привлечь к ответственности.

* * *

В качестве отличительных особенностей экспериментальной отработки КРК «Зенит» следует отметить:

– перенос акцента отработки на наземные испытания и существенное увеличение их объёма по сравнению с отработкой предшествующих образцов РКТ, вплоть до введения нового этапа – предполётного этапа полигонной отработки;

– широкое использование при наземной и лётной отработке специальных полноразмерных макетов, имитирующих характеристики штатной материальной части (макеты РН для примерочно-отладочных работ на ТП и СК, заправочный электромакет и электрозаправочный макет РН, динамические макеты КА и другие эквиваленты полезной нагрузки);

– создание уникальных стендов и оборудования для отработки двигателей и системы управления, испытаний средств удержания РН на пусковом столе, отработки процессов стыковки коммуникаций «земля-борт» и др., позволивших провести тщательную и всестороннюю отработку и испытания систем в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным.

Как рассказывал мой руководитель главный конструктор темы В.Г. Команов:

«Местом дислокации КРК 11К77 мог стать полигон Плесецк в Архангельской области. Окончательное решение было принято после дружеской беседы члена ЦК КПСС Генерального конструктора КБ «Южное» В.Ф. Уткина с заместителем министра обороны СССР по строительству Н.Ф. Шестопаловым. Николай Фёдорович сказал: «Владимир Фёдорович, я не смогу тебе помочь в строительстве стартового и технического комплексов в Плесецке, так как все мои строительные отряды будут направлены на Байконур для выполнения приоритетной задачи – создание КРК «Энергия – Буран». А вот на Байконуре у меня будет возможность маневра, и я тебе обещаю всяческую поддержку». Это стало решающим аргументом в определении месторасположения КРК».

Для технического комплекса КРК «Зенит» на Байконуре было решено дооборудовать и оснастить монтажно-испытательный корпус боевой ракеты Р-36. Стартовый комплекс создавался вновь, его объекты строились рядом, на расстоянии 3-4 км от технической позиции (площадка 42), и получил свой номер – площадка 45.

Строительные работы начались в 1978 году.

Для проведения государственных совместных лётных испытаний программой были предусмотрены пуски 12 ракет-носителей «Зенит».

Первая ракета для летных испытаний была изготовлена и сдана Заказчику в канун Нового года (29.12.84) и срочно была отправлена на Байконур. Транспортировка железнодорожным транспортом была проведена в рекордно короткий срок – за трое суток.

Подготовка и испытания ракеты-носителя №1Л на ТП продолжались до 9 апреля 1985 года. Все выявленные в процессе испытаний неисправности и замечания были устранены, и 10 апреля 1985 г. «Зенит» на транспортно-установочном агрегате был доставлен на стартовый комплекс. Все предусмотренные программой проверки РН на СК прошли успешно, и Госкомиссия наметила пуск РН №1Л на 13.00 12 апреля 1985 г.

Для координации и контроля за ходом работ тогдашний министр Министерства общего машиностроения СССР Олег Дмитриевич Бакланов направил главного инженера первого главка Счастливого и заместителя начальника пятого главка Семёнова, отвечавших за создание всего КРК и РН, а также за СУ РН и «наземки».

Понятно, что председатель Госкомиссии космонавт Г.С. Титов хотел провести пуск именно 12 апреля…

* * *

Это было бы символично – пуск в День космонавтики нового носителя, открывающего ряд перспективных ракет космического назначения, включая пилотируемый вариант «Зенита». Надо сказать, что 12 апреля была страстная пятница, а в воскресенье – Пасха и, с христианской точки зрения, проводить пуск в эти дни было страшным грехом.

Утром в столовой гостиницы КБЮ на 43-й площадке во время завтрака под Генеральным конструктором В.Ф. Уткиным вдруг разламывается на части стул – плохая примета. Начальник экспедиции В.П. Липка, на котором в этот момент не было лица, быстро заменил стул. Владимир Федорович сделал вид, что ничего не произошло, и не проронил ни слова.

В тот день был сильный ветер, порывы достигали 15 м/с, а ограничение скорости ветра на первый пуск было до 12 м/с. Владимир Фёдорович сам ходил контролировать по прибору скорость ветра. К счастью, перед стартом ветер стих, и разрешение на пуск было получено.

…Однако 12 апреля 1985 года пуск не состоялся. Первая попытка закончилась отбоем в наземном проверочно-пусковом комплексе из-за просадки напряжения в сети энергоснабжения.

Пуск был перенесен на два часа. Но и повторная попытка закончилась неудачей. Уже на заключительных операциях пусковой циклограммы после заправки РН компонентами топлива подвел транспортно-установочный агрегат. Под воздействием реальных нагрузок заклинило фиксатор гидроцилиндра правого захвата стрелы установщика. Операция по отводу захвата не выполнилась, и предстартовая подготовка РН была прекращена.

После отмены пуска 12 апреля было единодушно предложено 13(!) апреля не пускать, разобраться с причиной, устранить замечание, пусковой команде отдохнуть и 14 апреля выйти на пуск. Но В.Ф. Уткин неожиданно в резкой форме отреагировал на это предложение и выбрал меньшее с его точки зрения зло – пуск назначил на 13 апреля в 13.00. «Ну вот, вам пяти лет не хватило, чтоб в воскресенье (читай – на Пасху) пускать», – сказал Владимир Фёдорович.

И на следующий день, 13 апреля 1985 г., в 13.00 пуск РН “Зенит” №1Л был проведен успешно!

…Трудно передать радость и ликование участников испытаний. Был митинг на 45-й площадке, поздравления, доклады Правительству о первом успешном пуске РН “Зенит” и начале первого этапа лётных испытаний комплекса “Энергия-Буран”.

А вечером в столовой “Меридиан” жилой площадки 43 был первый и единственный за все лётные испытания КРК “Зенит” банкет для участников пуска… В стране начиналась перестройка и начиналась она этапом “борьбы за трезвость”.

* * *

Результаты летных испытаний и последующего этапа штатной эксплуатации комплекса «Зенит» утвердили высокий престиж ракеты-носителя “Зенит” как самого совершенного носителя на мировом рынке пусковых услуг.

Высокие эксплуатационные качества, удачные технические и схемные решения, реализованные в ракете-носителе “Зенит”, обусловили выбор её в качестве базового изделия для разработки трехступенчатого носителя в одном из самых грандиозных технических проєктов ХХ века – международном проєкте “Морской старт”.

Кстати, “Зенитом” РН стала гораздо позже, когда встал вопрос выхода на коммерческое использование. Название “Зенит” предложил начальник сектора отдела 102 В.Н. Фёдоров, а ранее ракета именовалась РН 11К77.

Рождение 13-го числа наложило свой отпечаток – у “Зенита” трудная судьба, ему всего досталось. Тяжелейшая авария на старте по причине неисправности двигателя первой ступени полностью разрушила стартовый стол на второй пусковой «нитке». Это случилось в октябре 1990 года. Восстановить его в условиях развала СССР уже не удалось. Дважды аварии происходили из-за маршевого двигателя первой ступени, а затем дважды – по маршевому двигателю второй ступени. Поиск и устранение причин приходилось вести в условиях отсутствия финансирования. В этот же период резко сократилось количество заказов на пуски, а первая попытка коммерческого использования “Зенита” обернулась громкой аварией, в которой были уничтожены 12 КА «Глобалстар». Но «Зенит» каждый раз поднимался благодаря целеустремлённости и профессионализму коллективов разработчиков во главе с КБЮ – НПО «Энергомаш», НПЦ АП, КБТМ, ПО ЮМЗ, испытателей Байконура и многих других предприятий и организаций.

За время эксплуатации комплекса «Зенит» во многом изменилась идеология его использования. В своё время КРК «Зенит» создавался как высокоэффективный, скорострельный, имеющий большой запас автономии комплекс для несения боевого дежурства и ведения «звёздных войн». С развалом Советского Союза и изменением внешнеполитической обстановки исчезли предпосылки для такого применения комплекса. И вместо этого родилась и окрепла идея его коммерческого использования в международных космических программах.

Сейчас “Зенит” может использоваться в разнообразных конфигурациях: двухступенчатом, трехступенчатом, в вариантах морского и наземного стартов, с разгонными блоками ДМ-SL и «Фрегат», что значительно расширяет возможности его применения. Потенциал “Зенита” далеко не исчерпан и это дает твёрдую уверенность в его будущем.

Второе рождение “Зенита” на Байконуре состоялось в проєкте “Наземный старт” 28 апреля 2008 года и ознаменовалось успешным запуском на орбиту израильского КА AMOS-3 в облике трёхступенчатого носителя «Зенит-3SLБ» на модернизированном комплексе «Зенит-М».

Долгой тебе жизни и удачных полетов, наш «Зенит»!

Анатолий АГАРКОВ,

заместитель Генерального

конструктора по лётным испытаниям